ЛуАЗ-1302
Симпатией к ЛуАЗу он пропитался заочно. Первым его серьезным техническим увлечением стали мотороллеры «Вятка» (отечественные копии итальянских Vespa), потом был период «Волги» ГАЗ-24, которую перебрал собственными руками. Как-то случайно обратил внимание на ЛуАЗ, начал собирать информацию о луцких машинах, возник интерес, итогом которого стала покупка собственного автомобиля. Три года назад… Можно сказать, что в этот момент в жизни Кирилла произошел настоящий перелом.
Предыстория
В середине 1950-х годов в НАМИ был выработан перспективный типаж микролитражных автомобилей и их агрегатов, планируемых к освоению в период реализации Семилетнего плана развития народного хозяйства (1959—1965 годы). Данный типаж включал в себя три типа автомобилей: четырёхместный микроавтомобиль общего назначения, предназначенный для продажи в индивидуальное пользование (будущий ЗАЗ-965); двухместный микроавтомобиль для инвалидов, предназначенный для замены инвалидных мотоколясок Серпуховского завода (опытный НАМИ-031, в производство не пошёл) и лёгкий многоцелевой грузопассажирский автомобиль, рассчитанный на перевозку четырёх человек, либо двух человек и 200–250 кг груза.
Проработка последней концепции была начата НАМИ в 1958 году совместно с Ирбитским мотоциклетным заводом с постройки опытного образца НАМИ-049 «Огонёк», конструкция которого во многом базировалась на ранее разработанном военном плавающем вездеходе НАМИ-032Г (конец 1956 или начало 1957 года). Автомобиль имел стальные несущее основание и каркас кузова (стойки, рамка лобового стекла, проём заднего борта), на которые крепились стеклопластиковые наружные панели (оперение, двери, капот, борт). В результате было достигнуто оптимальное сочетание веса — всего 752 кг в снаряжённом состоянии — и динамических качеств — максимальная скорость с 22-сильным ирбитским двигателем МД-65 составила 80 км/ч, а также расхода топлива — 6,7–7,1 л/100 км, в зависимости от дорожных условий. Использовались независимые торсионные подвески на продольных рычагах, постоянный привод на передний мост при отключаемом заднем, блокируемые колёсные дифференциалы, колёсные редукторы. Грузоподъёмность составила 300 кг при двух пассажирах, либо четыре пассажира.
Впоследствии к работе над машиной подключились конструкторы вновь построенного специально для производства микролитражных автомобилей (Запорожье, УССР), на котором были созданы опытные образцы НАМИ-049А «Целина» (лёгкий грузовик) и ЗАЗ-969, унифицированные по силовому агрегату с только что освоенной заводом моделью ЗАЗ-965 «Запорожец».
ЛуАЗ-1302
На встречу со своей мечтой Кирилл практически летел. С предыдущим владельцем машины — пожилым дачником — ударили по рукам мгновенно. И вот наш герой оказался за рулем. Как он говорит сейчас, первый опыт был кошмарным — ехать по Москве на «луазике» оказалось настоящим мучением. Он не разгонялся и толком не тормозил, не держал траекторию, жутко шумел… В общем, показал себя тем, чем и являлся на самом деле, а именно спартанской машиной конструкции 40-летней давности. Путь до загородного дома стал для Кирилла вечным и стоил миллиарда нервных клеток. Потом пришлось потратить еще уйму при переоформлении. Гаишники удивлялись, видя ЛуАЗ, распознавали иномарку (а как же — машина-то украинская) и никак не могли прочесть номер двигателя. Преодолеть бюрократические препоны удалось объединенными усилиями двух хозяев машины — предыдущего и новоиспеченного.
https://youtu.be/ekTudfURyrI
Модификации
Семейство «969»
- ЗАЗ-969В
/
ЛуАЗ-969В
/
ЛуМЗ-969В
(1966 или 1967—1971 или 1972) — временная версия, передний привод; - ЗАЗ-969
/
ЛуАЗ-969
(1971—1975) — серийный с колёсной формулой 4х4; - ЛуАЗ-969А
(1975—1979) — первая модернизация, двигатель МеМЗ-969А; - ЛуАЗ-969М
(1979—1996) — вторая модернизация, обновлённый кузов;
Семейство «1301»
ЛуАЗ 1301
— проект обновления модельного ряда внедорожников ЛуАЗ, в феврале 2006 года работы по ЛуАЗ-1301 были официально прекращены[6].
- ЛуАЗ-1301
(прототип 1984 года) — первый вариант ЛуАЗ-1301, по сути вариант 969М, на который был надет новый кузов, в дальнейшем мотор был заменен на мотор от «Таврии»; - ЛуАЗ-1301
— прототип 1988 года[7], впоследствии модернизирован. Последний вариант 2002 года имел двигатель МеМЗ-2457 1,2 л. мощностью 58 л. с. (также мог быть оснащён двигателями ВАЗ) и пятиступенчатую КПП[8][9]; - ЛуАЗ-1301-08
— машина «скорой помощи» (верхняя часть кузова выполнена из стеклопластика)[10];
Семейство «1302»
Варианты с двигателями жидкостного охлаждения, преимущественно МеМЗ-245. Производство завершено 9 мая 2002 года[11]
- ЛуАЗ-13021
(прототип) — грузовая модификация ЛуАЗ-969М с удлиненной на 200 мм базой и грузовой платформой[7]. В дальнейшем был изменен тип бортового кузова, а базой для серийной модели стал 1302; - ЛуАЗ-13021
— серийный бортовой грузовик грузоподъемностью 400 кг[12]. Некоторые варианты комплектовались КПП от «Москвича-2141» без привода на задний мост; - ЛуАЗ-13021-03
— модификация модели 13021 с нормальной жёсткой кабиной и люком в крыше; - ЛуАЗ-13021-04
— длиннобазная грузопассажирская модификация модели 1302, создавалась для мобильных ремонтных бригад на обслуживании ЛЭП и трубопроводов. В сдвоенной кабине четыре места, на укороченной грузовой платформе можно перевозить до 250 кг груза[13]; - ЛуАЗ-1302-05 «Форос»
(1998) — коммерческая модификация ЛуАЗ-1302 с 37-сильным итальянским дизельным двигателем «Lombardini» LDW-1404 и открытым кузовом с дугами безопасности[14].
ЛуАЗ-1302
ЛуАЗ-1302 на Викискладе
Общие данные
Производитель | Луцкий автомобильный завод (Луцк, СССР) ЛуАЗ (Луцк, Украина) |
Годы пр-ва | 1990—2001 |
Дизайн
Двигатели
Дизель, Lombardini LDW 1404 — 1372 см³, 37 л. с.. Мощность при 3600 об./мин. — 37,4 л. с.; крутящий момент 8,47 кгс•м при 2200 об/мин;
Трансмиссия
4-ступенчатая МКПП
Характеристики
Массово-габаритные
Длина | 3430 мм |
Ширина | 1610 мм |
Высота | 1754 мм |
Клиренс | 280 мм |
Колёсная база | 1800 мм |
Колея передняя | 1360 мм |
Масса | 1370 кг |
Динамические
Макс. скорость | 100 км/ч |
На рынке
Связанные | ЛуАЗ-969 |
Другое
Грузоподъёмность | 400 кг |
Расход топлива | 7,7 л на 100 км |
Максимальный угол поперечной устойчивости — 40 градусов; Глубина преодолеваемого брода — 0,5 м; Колёса:
- диски — 51/2J/13;
- шины — 186/65R13.
- ЛуАЗ-13021-07
— вариант модели 13021-04 с удлиненным кузовом типа «фургон» со стеклопластиковым верхом и металлическим задним откидным бортом[13] - ЛуАЗ-13021-08
— модификация модели 13021-07 для службы Скорой помощи. Верх — из стеклопластика. Для удобного размещения носилок задняя часть кузова удлинена более чем на 600 мм, в связи с чем увеличился задний свес. Кузов имеет четыре двери: одну слева, две справа и заднюю[13]
Прочие
- ЛуАЗ-Прото
(1988) — альтернативный прототип ЛуАЗ-1301 с очень современным на тот момент дизайном и пластиковым кузовом, разработанный в Ленинградской лаборатории НАМИ под руководством Г. Хаинова в 1988—1989 годах;
Двигатель — МеМЗ-245 («Таврия»); Коробка передач — 6-ступенчатая, синхронизированная, две первые передачи — понижающие;
ЛуАЗ-1302
Луноход-1
Наверное, больше всего радовались покупке Кирилла дети с окрестных дач, решившие, что ЛуАЗ — не нормальная, взрослая машина, а такая большая механическая игрушка, на которой очень весело кататься. В ребячьей среде «луазик» прослыл «Луноходом» (кстати, так эту машину называют и многие взрослые — видимо, облик навевает). А первые поездки по полям порадовали и приунывшего было владельца. Проходимость у «Лунохода» оказалась зверской — даже несмотря на смешные штатные 13-дюймовые колесики.
Именно на таких Кирилл и его друг Антон отправились на свои первые внедорожные соревнования — любопытство привело. Впечатления остались сумбурные. Помнится, другие трофисты все спрашивали, когда им нормальные колеса привезут. И с трудом возвращали на место глаза и поднимали челюсти, когда видели, что ребята стартовали так, как приехали. Естественно, сели сразу. В болото безвозвратно ушли доски, домкрат и топор, захваченные с дачи. И если бы не знаменитое джиперское братство, сидел бы «Луноход» в том болоте до сих пор. Еще до того, как ребят вызволили, они осознали, что к следующим соревнованиям (а в том, что будут следующие, сомнений не было ни разу), нужно серьезно готовиться…
Как подобрать колеса низкого давления для автомобиля повышенной проходимости
Как правило, колеса с низким давлением относятся к разновидности автомобильных шин специального назначения. Данные модели выпускаются для повышения проходимости транспортного средства при перемещении по труднодоступным местам. В основном данная продукция популярна среди геологов, рыбаков, туристов и военных, которым приходится ездить по сложным/неровным участкам.
Отличить внешний вид конструкций от других довольно сложно. Одним лишь отличительным свойством изделия является необычно большой размер. Такие комплектующие для внедорожников (УАЗ или «Ниву») могут объехать все сложно доступные участки. Они отлично перемещаются по бездорожью, обеспечивая курсовую устойчивость.
ЛуАЗ-1302
Луноход-2, —3
Первыми пали жертвой «болгарки» стандартные подножки. Они напоминали стремена. Нога нормального взрослого человека в них не помещалась, зато они великолепно цеплялись за все «складки местности», заякоривая машину. Вторым пунктом шли колеса. Кириллу удалось приобрести португальские Fedima Extreme 4х4 195R14. Оказалось, что это чуть ли не единственные внедорожные покрышки в мире, которые можно поставить на ЛуАЗ без глобальных переделок. Шины посадили на диски от старой Mazda 626. Важнейшим приобретением стала трехтонная лебедка MasterWinch. Чтобы приладить ее к машине, пришлось заказывать у местного сварщика силовой бампер. Тот сварил на совесть, но в соответствии с собственными представлениями о функциональности и эстетике. Бампер из толстенного стального листа весил центнер, выдавался вперед почти на метр и окончательно превращал машину в инопланетянина. Впрочем, на ближайших соревнованиях чудовищная конструкция выручила, когда сцепление машины нахлебалось болотной жижи и до лагеря пришлось добираться около трех километров, «перекидываясь» (применяя лебедку) каждую сотню метров. И этот опыт показал, что подготовка к трофи должна быть еще более серьезной.
Кузов и салон
Кузов модели открытый, рассчитан на 4 посадочных места, задний борт откидной. В комплектацию входит и мягкий тент для кузова.
Единственным серьезным недостатком кузова «волынки» является его подверженность коррозии. Однако и эта проблема легко решает с помощью обычной кисточки, поскольку форма кузов самая простая и каких-либо специфических способов покраски не требует.
Тент, в принципе, нареканий не вызывает, но любителям поездок по лесным дорогам лучше всего установить твердую металлическую крышу. В таком случае вам не надо будет опасаться прорыва крыши ветками.
Многие стремятся к замене заводских дворников (они висят вниз), однако учтите, что такая конструкция дворников позволяет разгребать снег с лобового стекла без затруднений.
Что касается салона, то определенные неудобства причиняют сиденья, особенно задние. Также следует изменить дверную обивку и покрытие потолка. Это позволит снизить шум.
ЛуАЗ-1302
Комбатская помощь
Сообразив, что помощь «старших товарищей» хороша не только во время трофи, но и при подготовке к ним, Кирилл обратился в тех, занимающийся тюнингом внедорожников уже более десяти лет. Конечно, сделано все было по уму.
Едва мастера оголили кузов, как обнаружили, что днище превратилось в самое настоящее решето — хоть грибы собирай не выходя из машины. Весь пол срезали, заменив его панелями из толстого стального листа, усиленными поперечинами. На кузов поставили металлическую будку, придав ей более-менее эстетичный вид. Так как в машине было мало места для экспедиционного снаряжения, решили, что на крыше появится большой багажник, на котором и разместится основная поклажа. Несмотря на сомнения владельца, топливный бак перенесли из-под пола в салон, за сиденья, заставив Кирилла искать пластиковый бак от «Газели». Туда же — в салон, под пассажирскую сидушку поставили и дополнительный аккумулятор приличной емкости.
Штатный генератор, естественно, заменили на новый, от ВАЗ-2110. Вырезали всю старую электропроводку и проложили новую, подняв над уровнем карбюратора. Блок предохранителей разместили в салоне. К карбюратору подвели шнорхель, в который протянули трансмиссионные сапуны. Кузов подняли над торсионами на 40 мм. Изготовили новые силовые бамперы, добавили заднюю лебедку — тоже Mile Marker. Борта защитили силовыми порогами. Изготовили защиту и для картера двигателя. Фары заменили танковыми, не боящимися ударов камней и веток, а на экспедиционный багажник поставили дополнительную оптику — четыре фары спереди и две сзади. Там же закрепили и хай-джек.
Сзади для удобства доступа к поклаже на крыше разместили небольшую лесенку. А от углов «корзины» к кенгурину, выполненному из трубы-пятидесятки, протянули стальные леера — веткоотбойники. Кузов, разумеется, перекрасили — в камуфляж, придавший машине боевой, суровый вид. А последним на настоящий момент приобретением Кирилла стал мощный пневматический клаксон — хромированная «дудка» на крыше. Это уже лишнее? Ну не скажите. Ведь несмотря на всю свою амуницию, «луазик» так и остался «Луноходом»… Трофическую «котлету» из него не сделаешь, как ни крути. Впрочем, Кирилл и не желает. Набраться офф-роуда по полной можно и с такой машиной, как сейчас. Надо еще научиться использовать ее возможности.
Многоликая «Волынь»
Семейство советских грузопассажирских микролитражных автомобилей повышенной проходимости — ЛуАЗ-969 «Волынь», выпускавшееся на Луцком автозаводе с 1967 по 1992 год. Модернизированный ЛуАЗ-1302 (с двигателем МеМЗ-245-20) выпускался с 1988 по 2001 год.
ЛуАЗ-969 был первенцем отечественного автомобилестроения по ряду пунктов. Это был первый отечественный переднеприводный автомобиль (вариант 969В без привода на заднюю ось); первый внедорожник (969), бывший предметом народного потребления, то есть официально продававшийся «в личное пользование»; первый серийный отечественный автомобиль, созданный специально для нужд жителей села. ЛуАЗ сделали предельно простым, добиваясь максимальной унификации с «Запорожцем». Это стало причиной как достоинств, так и недостатков. Многие владельцы отмечают очень высокую проходимость и практичность ЛуАЗов. Другие ругают их за невысокое качество изготовления, низкую комфортабельность, затрудненный доступ в салон, трудоемкость обслуживания и отвратительную динамику.
И все же модификация ЛуАЗ-969М получила высокую оценку на ВДНХ СССР, а в 1978 году на международном салоне в Турине, как указывается в ряде источников, ЛуАЗ вошел в десятку лучших автомобилей Европы. В 1979 году на международной выставке в городе Ческе-Будеёвице (ЧССР) он получил Золотую медаль как лучший автомобиль для жителей села.
Объективно, эта машина в целом была неплоха для того, для чего она создавалась — эксплуатации в сельской местности, преимущественно по плохим дорогам, где максимальная скорость не важна, а хорошая отделка салона лишь усложняет его очистку от неизбежной грязи. Явным минусом автомобиля был только двигатель — шумный и недостаточно мощный, что было отчасти исправлено на поздних модификациях.
Близкие по классу легкие внедорожники для армии или жителей села создавались и за границей — например, западногерманские DKW Munga (1956–1968), Haflinger (1959–1974) и Volkswagen Iltis (1978–1988), восточногерманский Wartburg 353–400 Jagdwagen. Так и наш гражданский ЛуАЗ-969 унаследовал многое от амфибии ЛуАЗ-967, производившейся в Луцке с 1961 года и стоявшей навооружении Советской Армии как транспортер переднего края.
ЛуАЗ стал основой для множества модификаций самого разного предназначения — от пляжных машин до аэродромных тягачей и даже самосвалов. А самой любопытной из них является боевая машина, стоящая на вооружении современной украинской армии. Это РСЗО (реактивная система залпового огня)!
ЛуАЗ-969 и его модификации получили прозвища «Лумумзик», «Пепелац», «Луноход», «Луиза», «Волынянка», «Волынка», «Лошарик», а модификации с двигателями от «Запорожца» и «Таврии» назывались соответственно «Воздушками» и «Водянками».
По материалам www.wikipedia.org
ЛуАЗ-1302: Микро-Гелик боевой
А нам все нипочем!
Проходимость этого автомобиля просто поражает. Не пугают луаз ни вспаханные поля, ни песчаные карьеры, ни обильно загрязненные участки лесополосы. По данному показателю модель Луцкого автозавода существенно превосходит многих покорителей бездорожья. Причиной тому уже упомянутые конструктивные особенности, а также относительно небольшая масса автомобиля. Значительную роль при этом играют задний мост и блокировка, позволяющие проходить все дорожные препятствия на «ура». Это, пожалуй, самая яркая и самая положительная характеристика луаза, поскольку подобное оснащение из всех советских внедорожников присуще только ему. Кстати, передний и задний мосты имеют идентичную конструкцию, а потому у вас есть возможность обеспечить также блокировку и переднего моста, что повысит ходовые качества в несколько раз.
Еще одной уникальной чертой «волынки» (закрепилось за луазом и такое прозвище) являются редукторы на колесах. Как было отмечено, они увеличили дорожный просвет. Но находчивые автолюбители обнаружили, что замена шестерен наделяет автомобиль еще большей тягой. А благодаря торсионам, можно поднять кузов и спокойно покорять колеи тракторов, не опасаясь затруднений.
Если все же вам доведется засесть где-нибудь на «брюхо», то и здесь автомобиль проявит свои удивительные способности: включив заднюю передачу, вы легко выедете благодаря подъему кузов при движении назад.
Отмечают водители и то, что луаз практически невозможно «угробить»: известны случаи, когда «жужик» продолжал ход даже при двух разорванных полуосях. К слову, такая ситуация возникает только у тех владельцев, которые отдают предпочтение установке двигателя от другого авто, что, безусловно, существенно повышает нагрузку на всю несущую конструкцию. Раздаточная передача в луазе отсутствует, имеется лишь одна дополнительная передача, которая обеспечивает тихоходное покорение даже 60-процентных склонов. И все это при заводском двигателе мощностью всего лишь 40 л.с.
Примечания
- ↑ 12
Л. Перель. А теперь «969М». Главный конструктор о модернизации луцкого джипа // журнал «За рулём», № 10, 1978. стр.10-11 - Тип кузова автомобиля (рус.)
- Л. Шугуров. Опыт победителей // журнал «За рулём», № 11, 1977. стр.8-11
- журнал «За рулём», № 9, 1992. стр.13
- Орех вишневый возле хаты… Попытка обзора украинского автопрома // журнал «За рулём», № 1, 2003. стр.84-86
- Проект ЛуАЗ-1301 закрыт окончательно // «AUTO-Consulting.UA» от 9 февраля 2006
- ↑ 12
В. Аркуша. В тени гигантов. // журнал «За рулём», № 8, 1989. стр.3 - Есть шанс бесплатно получить новый внедорожник // газета «Сегодня», № 214 (1262) от 24 сентября 2002
- В Украине будут производиться джипы // «Подробности.UA» от 18 марта 2003
- «Скорая»… для глубинки // журнал «За рулём», № 10, 1998. стр.18
- Святослав Волынец. «Волынянка» ушла. Да здравствует внедорожник ЛуАЗ — 1301! // еженедельник «2000» от 9 мая 2002
- Окно в автомобильный свет // журнал «За рулём», № 11, 1994. стр.9
- ↑ 123
Леонид Сапожников. Мулы от ЛуАЗа // журнал «За рулём», № 10, 1999. стр.63-64 - От тайги до… бразильских пляжей // журнал «За рулём», № 8, 1998. стр.42