Характеристики
LADA 4×4 Urban
Заслуживает внимания городской кроссовер LADA 4×4 Urban, который в отличие от традиции, трансформирован из внедорожника, а не хетчбэка. Его от прежней Нивы отличает обновленный бампер, соответствующий стандарту городских кроссоверов. Заметны изменения в форме радиаторной решетки. Другой стала и «корма» «горожанина».
Ходовая часть осталась прежней – постоянный привод 4х4, 87-сильный 1,7-литровый мотор и пятиступенчатая «механика». Но зато новый кроссовер напичкан современными опциями: кондиционером, эффективным рулем, электрическими стеклоподъемниками и электрозеркалами, легкосплавными дисками, иной обивкой кресел, улучшенной шумоизоляцией.
Размеры
История[ | ]
Модель на смену «Ниве» АвтоВАЗ начал разрабатывать ещё в конце 80-х годов.[1] В 1998 году на Московском международном автосалоне был представлен концепт новой модели ВАЗ-2123 «Нива».
Мелкосерийная сборка ВАЗ-2123 была начата на опытно-промышленном производстве АвтоВАЗа в 2001 году. Но последствия кризиса 1998-го года не позволяли заводу запустить модель в серию.[2] В 2002 году для серийного производства модели совместно с американской было создано предприятие «GM-АВТОВАЗ»; лицензия на модель ВАЗ-2123 и права на бренд Niva («Нива») были переданы совместному предприятию[2] (при этом оригинальная Нива стала с 2006 года называться «4х4», а версия ВАЗ-2123 пикап не пошла в серию).
В 2002—2003 годах «GM-АвтоВАЗ» строит в Тольятти цеха для окраски кузовов и сборки автомобилей.[3]
В начале 2000-х годов стоимость Chevrolet Niva превышала цену классического ВАЗ-2121 вдвое, являясь прямым конкурентом выпускающегося тогда в Калининграде Kia Sportage первого поколения.[4]
Вторая очередь[ | ]
В 2012 году дочерней компанией GM-АВТОВАЗ ООО «Джей Ви Системз» на территории Особой экономической зоны Тольятти было начато строительство второй площадки завода по выпуску внедорожника Chevrolet NIVA нового поколения, однако из-за международных санкций через год объект был заморожен.[5] К середине 2020 года строительство все еще не закончено, в том числе в связи с судебными тяжбами по поводу строительства.[6]
Концепт-кар Chevrolet Niva на Московском автосалоне — 2014.
Начало выпуска Шевроле Нива второго поколения планировалось в 2016 году. Стоимость проектирования модели оценивается в 200 млн долларов, а инвестиции в организацию производства новой модели — в 4 млрд рублей. Выпуск предполагался в объёме до 120 тысяч машин в год.[7]
Штамповку и сварку кузова нового поколения планировалось осуществлять в новом, специально для этого возведённом цехе. Двигатель планировался 135-сильный, разработки PSA Peugeot Citroën, КПП и раздаточная коробка — из Индии и Италии.[7]
Концепт новой Шевроле Нива был продемонстрирован в августе 2014 года, однако в марте 2020 года разработка модели была приостановлена.[8] Однако, учитывая, что модель разработана, предсерийные машины выпущены (пройдены ходовые испытания в Италии, Испании, Швеции, окончен комплекс зимних тестов в Когалыме), на заводе GM-АвтоВАЗ построены новый штамповочный и кузовной цеха (куда уже успели завезти и смонтировать новое оборудование), а также запущено строительство завода для производства моторов по лицензии PSA Peugeot-Citroen двигателей — прогнозируется серийный выпуск второго поколения в 2019—2022 годах.[2][9]
В 2020 году АвтоВАЗ выкупил у концерна General Motors 50-процентную долю в совместном предприятии GM-АвтоВАЗ и вернул все права на товарные знаки «Нива» и «Niva». Некоторое время автомобиль будет продолжать выпускаться под именем Chevrolet Niva, после чего получит новое название под маркой LADA[10].
Безопасность[ | ]
Краш-тест Шевроле Нива был проведён в 2003 году первым российским независимым рейтингом пассивной безопасности автомобилей ARCAP (Autoreview Car Assessment Program). По результатам краш-теста вседорожник заработал 1,6 балла из 16 возможных и не получил ни одной звезды[20][21].
Chevy Niva неплохо перенесла удар — „клетка“ салона сжалась лишь на 55 мм. Но пол в ногах водителя оказался порван, а смещение педалей близко к критическим 200 мм — ступни и голени защищены плохо. Риск повредить колени о фиксатор рулевой колонки также велик. Удовлетворительна лишь защита головы и груди. Но набранные баллы сгорают почти без остатка: подушки безопасности нет, руль бьёт по груди, структурная целостность кузова нарушена. Пассажир рискует ещё больше: удар головой о переднюю панель был очень силён. |
При этом, в том же 2003 году экспортная версия с ABS, подушками безопасности, преднатяжителями ремней и усиленным кузовом прошла требования EuroNCAP: после краш-теста европейского стандарта (64 км/ч с 40 % перекрытием о сминаемый барьер) Шевроле Нива смогла заработать 12,5 балла из 16 возможных (четыре звезды из пяти), но серийно модель с этими доработками не выпускалась.[4]
С 1 августа 2011 года ЗАО «Джи Эм — АВТОВАЗ» начал выпуск автомобилей Chevrolet NIVA, оснащённых АБС и системой фронтальных подушек безопасности водителя и переднего пассажира, включающую в себя подушку водителя, подушку переднего пассажира, ремни безопасности с ограничением нагрузки и преднатяжителем, модернизированные передние сиденья. Изменение действительно только для комплектаций GLS, GLC.
— https://gm-avtovaz.ru/chevrolet_niva/new_in_complectatation/
Модификации
Нива старого образца
Шевроле-Нива, инжекторный двигатель ВАЗ-2123 с рабочим объёмом 1,7 литра. Подкапотное пространство Chevrolet Niva.
Niva выпускалась в двух основных комплектациях: L
и
GLS
. Исполнение GLS по комплектации превосходит исполнение L из-за отделки салона искусственной кожей, литых 16-дюймовых дисков колёс, аудиоподготовки, алюминиевым кронштейном запасного колеса, который позволял запасное колесо вешать «лицом», изотермических тонированных стёкол, противотуманных фар, обогрева передних сидений и т. д.
Существуют также варианты комплектации LC
и
GLC
, соответственно, аналогичные комплектациям L и GLS, но оснащаемые кондиционером.
Все без исключения комплектации включают в себя аудиоподготовку и электроуправление наружными зеркалами (начиная с 2004 года), подогрев наружных зеркал (начиная с 2004 года).
Автомобиль на 98 % состоял из комплектующих российского производства, от зарубежных производителей было: сцепление, главный тормозной цилиндр, ГУР от фирмы , решётка радиатора, пластик и тканевые материалы салона[7].
FAM-1
Подкапотное пространство Chevrolet Niva FAM-1.
Первая партия автомобилей Chevrolet Niva FAM-1 была выпущена весной 2006 года, производство началось с ноября 2006 года. Автомобиль получил индекс ВАЗ-21236
и выпускался в единственной комплектации
GLX
. Автомобиль оснащался двигателем Opel Z18XE (1,8 л, 122 л. с.) и 5-ступенчатой механической коробкой передач Aisin AG5 (от Suzuki Grand Vitara), новой раздаточной коробкой в едином блоке с коробкой передач. Данная модификация комплектовалась:
- системой АБС фирмы Bosch, для которой пришлось изменить конструкцию заднего моста и ступиц передних колёс;
- 10-дюймовым вакуумным усилителем тормозов;
- приводными валами турецкого производства со ШРУСами в сочленениях;
- кондиционером;
- двумя подушками безопасности (водителя и переднего пассажира);
- регулируемым по высоте сиденьем водителя (от Chevrolet Viva);
- преднатяжителями ремней безопасности.
В конце апреля 2008 года была снята с производства модификация автомобиля GLX
или
FAM-1
(Chevrolet Niva FAM-1). За два года было сделано и продано всего около тысячи Chevrolet Niva FAM-1.
Трофи
Существует тюнинговая модификация «Трофи
» (Chevrolet Niva Trophy)[8], адаптированная к использованию на бездорожье. В число основных отличий от базовой комплектации входят:
- механический натяжитель цепи взамен гидравлического натяжителя;
- установка шноркеля для избежания гидроудара при прохождении бродов;
- принудительное отключение вентиляторов охлаждения двигателя;
- сапуны трансмиссии выведены в подкапотное пространство;
- в ведущих мостах установлены самоблокирующиеся дифференциалы повышенного трения;
- в трансмиссии применены главные пары с передаточным числом 4.3 (вместо 3.9);
- присутствует механизм для крепления электрической лебёдки;
Нива нового образца (рестайлинговая)
Рестайлинг модели произошёл в 2009 году, разработкой занималось дизайн-ателье Stile Bertone.[9]
Автомобиль Chevrolet NIVA выпускается в 5 комплектациях: L, LC, LE, GL, GLC.
В мае 2020 года линейка комплектаций модели пополнилась версией LE+, созданной на основе версии GLC. Автомобиль получил кондиционер, полный пакет безопасности, шины Continental Cross Contact с дисками К&К «Камелот», а также защиту заднего бампера с тягово-прицепным устройством и некрашеные молдинги.[10]
С 12 октября 2020 года все автомобили оснащаются модернизированными моторами стандарта «Евро-5».[11]
Рестайлинговая Chevrolet Niva, комплектация L/LC, вид сзади. Панель приборов рестайлингового автомобиля.
L | LC | GL | GLC | |
Центральный замок c дистанционным управлением | + | + | ||
Сигнализация, интегрированная с блоком иммобилайзера | + | + | ||
Электростеклоподъемники передних дверей | + | + | ||
Рулевая колонка, регулируемая по высоте | + | + | ||
Гидроусилитель руля ZF (Германия) | + | + | ||
Отделка салона искусственной кожей | — | + | ||
Подголовники задних сидений Г-образной формы | — | + | ||
Очёчник | — | + | ||
Задний плафон освещения салона | — | + | ||
Декоративная накладка «под алюминий» на передней панели со стороны пассажира | — | + | ||
Хромированный ободок крышки съёмной пепельницы | — | + | ||
Рукоятки коробки передач и раздаточной коробки со вставками «под алюминий» | — | + | ||
Передние сиденья с кармашками и подогревом | — | + | ||
Аудиоподготовка | + | — | ||
Аудиоподготовка с двумя передними динамиками и антенной | — | + | ||
Наружные зеркала заднего вида с электроприводом | неокрашенные | окрашенные | ||
Рейлинги крыши | — | + | ||
«Евроручки» дверей | неокрашенные | окрашенные | ||
Колёса | стальные диски 15″ | легкосплавные диски 16″ | ||
Изотермические стекла | — | + | ||
Противотуманные фары | — | + | ||
Колпак запасного колеса | + | — | ||
Алюминиевый кронштейн запасного колеса | — | + | ||
Запасное колесо | + | + | ||
Фильтр салона | + | + | ||
Корректор света фар | + | + | ||
Кондиционер | — | + | — | + |
Примечания[ | ]
- АВТОМОБИЛИСТ — НИВА ШЕВРОЛЕ — Chevrolet Niva — Шевроле — Технические характеристики — Автомобили (неопр.)
. avtoprofy.ru. Дата обращения 11 января 2020. - ↑ 123
Товарный знак №56672
(неопр.)
. www1.fips.ru. Дата обращения 12 января 2020. - СП «GM-АВТОВАЗ»: все идет по графику
- ↑ 12Илья Огородников
— Тест-драйв Chevrolet Niva: с ABS, подушками безопасности и надеждой на 2015-й, Автомобильный журнал «КОЛЕСА», 2011 - ООО «Джей Ви Системз» — Особая экономическая зона Тольятти
- Выпуск новой Chevrolet Niva оказался под угрозой из-за банкротства «Промышленного строительства»
- ↑ 12Ольга Дмитренко
— Доедет до рынка? Проект создания «Шевроле Нива» второго поколения реанимируют, «Российская газета» — Федеральный выпуск № 6730 (159) от 21.07.2015 - ↑ 123Алексей Захаров
— GM-АВТОВАЗ возобновил работу над новой Chevrolet Niva, Журнал «За рулём», 21 июля 2015 - И.Кишкурно — Новая Chevrolet Niva «заморожена». Что ждет проект дальше? Архивная копия от 23 июля 2020 на Wayback Machine, Автомобильный журнал «КОЛЕСА», 2015
- Константин Болотов.
АвтоВАЗ расстался с GM и вернул себе права на внедорожник Нива
(неопр.)
.
drive.ru
(9 декабря 2019). Дата обращения 11 декабря 2020. - Шевроле Нива (неопр.)
. «За рулём» (№ 10, октябрь 2002). Дата обращения 6 мая 2015. - Алексей ИСАЕВ
— Трофейная техника, ОФФ-РОУД ДРАЙВ № 11-12 ноябрь-декабрь 2006 - Начало производства обновленного внедорожника// История. 2009 год, Официальный сайт GM-АвтоВАЗ, 2015
- ↑ 12Алексей Захаров
— GM-АВТОВАЗ начал выпуск Chevrolet Niva в новой комплектации, Журнал «За рулём», 29 апреля 2015 - Внедорожник Chevrolet Niva начали оснащать двигателем «Евро-5»
- «GM-АвтоВАЗ» начинает выпуск обновленного внедорожника Chevrolet Niva
- Специальный выпуск Chevrolet NIVA// История. 2009 год, Официальный сайт GM-АвтоВАЗ, 2015
- ММАС-2010: Chevrolet Niva выпустят в формате Special Edition, Автомобильный журнал «КОЛЕСА», 16 августа 2010
- Елена Алексеева
— Появилась спецсерия Chevrolet Niva в цвете «Тундра», Журнал «За рулём», 24 сентября 2014 г. - ARCAP. Chevrolet Niva Архивировано 11 декабря 2012 года., autoreview.ru
- Совместное предприятие, autoreview.ru
- Итоги конкурса «Внедорожник года 2015» (рус.). Профессиональное жюри ежегодной премии «Внедорожник года 2015».
- ↑ 1234
Выпуск Chevrolet Niva в 2020 году уменьшат
(неопр.)
(недоступная ссылка). Дата обращения 22 июля 2020. Архивировано 23 июля 2020 года. - GM-AVTOVAZ выпускает 300-тысячный автомобиль Chevrolet NIVA// История. 2009 год, Официальный сайт GM-АвтоВАЗ, 2015
- Итоги-2014: до чего докатился российский авторынок
История выпуска и продаж[ | ]
В 2009 году Chevrolet Niva был удостоен ежегодной профессиональной премии автомобильных журналистов «Внедорожник года 2009» в номинациях «SUV» и «Премьера года». В 2020 году по версии «Профессионального жюри» автомобильных журналистов удостоен звания «Внедорожник года 2015» в категории «Субкомпактный кроссовер»[22].
К 2020 году выпущено 571 852 автомобиля Шевроле Нива, среди которых 42 326 отправлены в страны СНГ.[23] 300-тысячный автомобиль был выпущен уже в 2009 году.[24]
Так в 2014 году выпущено 45 067 автомобилей, что более чем на 20 % ниже выпуска в 2013 году[23] (при общем падении продаж автомобилей в России на 12 % и падении продаж марки Chevrolet в России на 30 %)[25].
В первое полугодие 2020 года продажи модели упали на 30 %, завод с 1 июля перешёл на четырёхдневную рабочую неделю.[8]
По состоянию на лето 2020 года цена Шевроле Нива начинается от 519 тысяч рублей[8], при том, что год назад цена начиналась с 459 тысяч рублей (рост за год — 13 %)[14]. Продажами модели занимаются сто шестьдесят два дилера в России, а также семь дилеров и три дистрибьютора в странах СНГ.[23]
Всего с начала производства (23.09.2002 г.) реализовано свыше 700 000 автомобилей Chevrolet Niva
.
период | произведено штук | отгружено дилерам, штук | ||
всего | в РФ | в ближнее зарубежье | ||
2020 | ? | ? | ? | ? |
2019 | ? | ? | ? | ? |
2018 | ▼ 31 332 | ? | ? | ? |
2017 | ▲ 32 909 | ? | ? | ? |
2016 | ▼ 32 104 | ? | ? | ? |
2015 | ▼ 34 218 | 34726 | 32352 | 2374 |
2014 | ▼ 45 067 | 46023 | 42042 | 3981 |
2013 | ▼ 57 939 | 56609 | 52596 | 4013 |
2012 | ▲ 62 981 | 63023 | 60279 | 2744 |
2011 | ▲ 57 765 | 57772 | 55691 | 2081 |
2010 | ▲36 996 | 36837 | 34913 | 1924 |
2009 | ▼ 23 101 | 24300 | 23571 | 729 |
2008 | ▼ 54 654 | 53305 | 48647 | 4658 |
2007 | ▲ 55 052 | 54610 | 48153 | 6457 |
2006 | ▼ 47 881 | 47908 | 42020 | 5888 |
2005 | ▼ 51 810 | 51806 | 46150 | 5656 |
2004 | ▲ 55 150 | 57943 | ? | ? |
2003 | ▲ 25 235 | 21717 | ? | ? |
2002 | 456 | 456 | ? | ? |
Экспорт[ | ]
С 2002 по 2020 год на экспорт отправлены 42 326 автомобилей.[23] Модель реализуется только в странах СНГ, а также в Грузию; основные рынки — страны Таможенного союза (Казахстан, Белоруссия), а также Азербайджан.
До 2013 года крупнейшим внешним рынком для GM-АВТОВАЗ традиционно являлась Украина — в 2011 году на эту страну пришлось 44 % экспорта автомобиля. В 2013 году на Украине был введён утилизационный сбор и спецпошлина на ввоз машин с бензиновыми двигателями, что привело к тому, что экспорт автомобиля на Украину за полгода 2013 года упал на четверть, составив 219 штук.
По итогам 2014 года было поставлено на экспорт 3981 Chevrolet Niva — 79,7 % экспорта пришлось на Казахстан, 11,1 % на Белоруссию, 5,6 % экспорта пришлось на Азербайджан[источник?
].