Рядовой запаса: гражданский тест армейского вездехода Toyota Mega Cruiser


Toyota Mega Cruiser
Общие данные
Годы произодства1995—2002
СборкаГифу, Гифу, Япония
КлассПолноразмерный внедорожник
Дизайн
Тип кузова5‑дв. SUV
ПлатформаJGSDF Koukidousha
Компоновкапереднемоторная, полноприводная
Двигатель
Турбодизель 15B-FTE, 4.1 л
Трансмиссия
4-ступ. АКПП
Характеристики
Массово-габаритные
Длина5090 мм
Ширина2169 мм
Высота2075 мм
Клиренс420 мм
Колёсная база3396 мм
Колея задняя1775 мм
Колея передняя1795 мм
Масса2901 кг
На рынке
СвязанныеToyota Dyna, Toyota Coaster
Похожие моделиHummer H1
СегментJ-сегмент
Другое
Объём бака108 л
Toyota Mega Cruiser на Викискладе

Военная версия автомобиля, предназначенная для Сухопутных сил самообороны Японии.

Toyota Mega Cruiser

– сверхпрочный четырехдверный внедорожник, построенный Toyota в 1995 году. Это самый большой внедорожник, когда-либо созданный Toyota. Как и американский HMMWV, этот автомобиль был разработан прежде всего для военных целей – перевозка личного состава подразделений, транспортировка раненых, патрулирование труднодоступных мест, а также в качестве базы для установки полевой артиллерии и небольших систем ПВО.

Продававшийся исключительно на внутреннем рынке Японии, Mega Cruiser использовался также полицией и пожарными подразделениями, тем не менее, ограниченное количество этих транспортных средств было продано частным лицам. Таким образом производитель стремился проверить возможность массового производства подобных автомобилей, но в коммерческом плане этот проект оказался неудачным.

Основа автомобиля – лонжеронная рама лестничного типа, центральная часть которой смещена вверх[1]. На внедорожник установлены многие элементы, которые использовались ранее на выпускавшихся Toyota транспортных средствах. Турбодизель 15B-FTE применялся на грузовиках корпорации, 4-ступенчатая автоматическая коробка передач – на модели Toyota Land Cruiser 80, на гражданских версиях Toyota Mega Cruiser установлено рулевое колесо от Toyota Carina, а потолочный плафон – от Toyota Corolla.

Подвеска всех колес независимая двухрычажная. Привод постоянный полный с возможностью блокировки дифференциалов. В военных версиях имеется система дистанционного изменения давления в шинах задних колес. Радиус разворота транспортного средства – 5,6 метра.

В гражданской версии Toyota Mega Cruiser разработчики позаботились о комфорте в салоне. В шестиместной машине имеется не только двухзонный кондиционер и электростеклоподъёмники, но и аудиосистема с CD-чейнджером на шесть дисков.

Toyota Land Cruiser 200 против «Мегакрузера». Война миров

Российские фанаты офф-роуда теперь могут приобрести Toyota Mega Cruiser – уникальный внедорожник, неофициально поставляемый к нам из закромов японской армии. Мы решили сравнить его с обновленным Land Cruiser 200

На фоне глобальных и в той же мере печальных перемен на отечественном автомобильном рынке это событие хоть и малозаметное, зато точно яркое: только представьте, что за довольно скромную по меркам внедорожного класса сумму в 2,2 млн рублей через посредников можно приобрести японский аналог легендарного «Хаммера»! И, надо заметить, кое в чем японская военная школа автомобилестроения таки сумела переплюнуть американскую.

Что касается названия модели, то все не столь однозначно. Запоминающееся имя Mega Cruiser принадлежит гражданской, «облагороженной» версии военного внедорожника: модель выпускалась мелкосерийно. Именем «Мегакрузер», которое принадлежало гражданской версии, стали называть и военные версии.

Но и официальное название (Toyota BXD10) к нашему испытуемому не очень-то подходит, ведь юридически перед нами вовсе не «Тойота»… Здесь смекалку проявили уже наши ребята: поставками внедорожников занимается российская , чье имя в ПТС и получил в наследство «Мегакрузер». Однако схема перехода модели из одной страны в другую частично перекликается с другими «японками», попадающими на Дальний Восток в виде «распила»: чтобы снизить размер пошлины и конечную цену, внедорожники, проходившие службу в японской армии с 1995 по 2002 год, теперь поставляются к нам в виде машинокомплектов, а уже здесь превращаются обратно в работоспособные средства передвижения. Тестируемый образец, к примеру, пробежал не более 70 тыс. км. И это, по словам организаторов, максимальная цифра – некоторые экземпляры поставляются и вовсе без пробега. Купить подобную технику может любой желающий, а вот управлять…

Поскольку оформить такой аппарат как легковой автомобиль импортерам было довольно проблематично, то регистрировать его решили в качестве «снегоболотохода». Кавычки здесь не случайны, ибо до столь почетного звания этому транспорту явно не хватает положительной плавучести. Следовательно, как вы понимаете, на некоторые дороги общего пользования этому средству передвижения путь заказан: передвигаться можно где угодно, за исключением автомагистралей, а также дорог со знаками «Движение легковых автомобилей» и «Движение тракторов запрещено». Ну и, конечно же, для управления новоиспеченным болотоходом необходимы исключительно «тракторные» права.

Но самое интересное – внутри. Вопрос знатокам: скажите-ка, уважаемые джиперы, каковы признаки настоящего внедорожника? Зависимая подвеска с неразрезными мостами? Кондовый рамный кузов? Механическая коробка передач? Японские военные инженеры с вами не согласятся – военный крузер щеголяет полностью независимой подвеской, классическим автоматом и почти невесомым пластиково-металлическим оперением рамы. Плагиат на его величество Hummer H1? Не совсем: если под широченной мордой американского внедорожника в глаза сразу бросаются выпирающие толстенные рычаги подвески, опирающиеся на пружины, то здесь спереди – более компактные двойные А-образные «косточки» и невидимые торсионы. Сзади – подобные же двойные рычаги, но уже в комплекте с пружинами. Но в целом схожесть с «Хаммером» присутствует: здесь также, как и у американца, для повышения клиренса и передаточного числа внутри колес расположены бортовые редукторы, к которым подходят ШРУСы от редукторов мостов. Из-за того, что места они занимают изрядно, вентилируемые тормозные диски с суппортами отнесены ближе к мостам – так, кстати, уменьшаются неподрессоренные массы, а сами механизмы меньше загрязняются.

Колеса, к слову, здесь также необычные – найти подходящие шины с размерностью 37х12.5R17.5 будет ох как нелегко… Благо, наши соотечественники сумели подобрать аналог: «шишиговские» 18-е диски с чуть расточенными отверстиями и штатными шинами прекрасно подходят «Тойоте». Благодаря этим ухищрениям японцам удалось добиться колоссального клиренса в 42 см (у «Хаммера» даже на 1,5 см меньше). Также все версии оснащены централизованной подкачкой колес (имеется всего 2 положения – 2,2 или 1,1 атм), благодаря которой можно серьезно повысить и без того немалое пятно контакта шин с покрытием, а в случае прокола дотянуть до «базы» без запаски. Что касается силовых агрегатов, то здесь также все в порядке: под капотом спрятан немаленький 4,1-литровый 4-цилиндровый турбодизель (индекс 15B-FTE), который устанавливался преимущественно на тойотовские среднетоннажные грузовики и автобусы, а в качестве коробки передач использован четырехступенчатый автомат от Land Cruiser 80. То и другое вселяет уверенность.

Но и это еще не все. Пожалуй, главная фишка нашего «вояки» – подруливающая задняя ось, которая приводится в действие с помощью гидроусилителя руля. Таким образом, радиус разворота 5-метрового монстра составляет скромные 5,6 метра – почти как у какого-нибудь «Форда Фокуса»! Крутится на скользком покрытии «японец», аки волчок – почти на месте. Более легковой, маневренный и энерговооруженный, казалось бы, 200-й в плане драйва на льду своему военному собрату слегка проигрывает: после отключения трекшн-контроля он хоть и позволяет «повваливать» боком, однако делает это явно без энтузиазма.

Вышеперечисленные ухищрения в конструкции позволили нашему герою обрести потрясающие геометрические параметры: углы въезда/съезда составляют 49 и 45 градусов. Стоящая рядом «цивилизованная» Toyota будто бы превратилась из некогда грозного и ужасного монстра в безобидное существо: почти вдвое меньший клиренс и «жалкие» 32 и 24 градуса. Хотя по габаритным размерам, да и по массе, военный внедорожник оказался не настолько больше, как ожидалось: «Мегакрузер» объемнее «двухсотки» по всем фронтам в среднем на 15–20 см и тяжелее всего на 200 кг (2900 кг). Столь низкой для подобного рода техники массы удалось достичь благодаря компактным подвескам, минимальной внешней обшивке и отсутствующей внутренней отделке кузова.

Однако в тесте на снежную проходимость в нашем случае «Мегакрузер» не выглядел фаворитом – коллеги даже умудрились засадить его в, казалось бы, безобидном месте. Дело, конечно же, в несоответствующей нашим погодным условиям резине: стоят здесь порядком изношенные АТ-шные шины, еще помнящие землю Страны восходящего солнца. Чтобы уверенно двигаться по тяжелому «теплому» снегу, нам приходилось активировать все три блокировки – одну межосевую и две межколесные. Имеющий в своем арсенале только одну жесткую межосевую блокировку и целый набор электронных помощников, 200-й, обутый в шипованные Yokohama, бороздил просторы гораздо увереннее, хоть и собирая передним бампером сугробы, словно бульдозер.

Но в «равном бою» на нормальных колесах мега-оппонент, понятное дело, себя в обиду не даст. Но если с сыпучим грунтом все более или менее понятно, то как поведет он себя на рельефной местности? Ведь, как известно, независимая подвеска априори имеет худшую артикуляцию, чем полностью мостовая. Приехав домой, я погрузился в изучение вопроса: по данным испытаний общий ход подвесок «Мегакрузера» составил 650 мм, что является, мягко говоря, впечатляющим показателем. Для сравнения, мостовая легенда английской оффроуд-школы в лице «Дефендера» имеет показатель 545 мм, а наш сегодняшний японский оппонент, Land Cruiser 200 с его колоссальной артикуляцией почти догнал «вояку» с результатом 600 мм. Более короткоходная и расчитанная на большую нагрузку подвеска «Хаммера» подобными характеристиками похвастать не может: ход подвески штатного Hummer H1 составляет всего всего 435 мм.

Cравнивать «Мегакрузер» на дорогах общего пользования с LC 200 было бы совсем против правил, причем, как в плане идеологии, так и законности мероприятия — «тракторных» прав-то ни у кого нет… Но, судя по проселочным дорогам, управлять Toyota BXD10 не особо сложнее, чем классическим «Ленд Крузером». Из удобств здесь, конечно, автомат да гидроусилитель руля, однако по легкости управления, чувству габаритов и тяговитости мотора «Мегакрузер» вовсе не выглядит ущербно. Разве что потряхивает на кочках сильнее и шумов различной природы в салоне больше – как-никак, а от внешнего мира пассажиров отделяют лишь тент и тонкие кузовные панели.

Что касается аскетизма, то здесь он, пожалуй, возведен в самую высшую степень – у военного автомобиля все должно быть просто, функционально, но при этом ремонтопригодно и надежно. Контраст с современными гражданскими автомобилями особенно заметен после того, как пересаживаешься в «Мегакрузер» из светлого кожанного салона «двухсотки»…

Однако все элементы конструкции в «Мегакрузере» выполнены настолько продуманно и изящно, что это поначалу сбивает с толку. Пластиковый невесомый капот, например, застегивается с двух сторон на простые, но удобные петли; двери оснащены хоть и примитивными «отмычками», но открываются (и закрываются!) легким движением руки… А решение, которое применено для стеклоподъемников, и вовсе до слез растрогает владельцев уазовских «козликов»: тянешь за подпружиненную втулку на двери и опускаешь вместе с ней стекло вниз. Удобно, черт возьми! Посадка за рулем, конечно, не идет ни в какое сравнение с роскошнейшим на этом фоне салоном LC 200: из-за широкого тоннеля на полу, в котором упрятаны элементы трансмиссии, сидеть приходится довольно близко к двери; а рулевое колесо при этом отодвинуто слишком далеко от сиденья. Но если сравнить с ветеранами милитари-жанра (тот же Defender или главный конкурент в лице HMMWV), то военная «Тойота» выглядит просто образцом эргономики.

Однако пассажирам, в отличие от пилота и штурмана, в поездке на скорости по пересеченной местности может прийтись несладко: складывающиеся скамейки, способные разместить в кузове еще восьмерых добровольцев, расположены вдоль борта и ремнями, естественно, не оборудованы. Зато если скамейки сложить, то «Мегакрузер» превращается в полноценный грузовичок.

Перспективы

Может ли кого-то заинтересовать столь узкоспециализированная техника? В России целевая аудитория точно найдется. Главным образом, среди путешественников – такой аппарат прекрасно подойдет под постройку, к примеру, кемпера «с нуля». Ведь серьезной альтернативы сегодня не так уж много. Да, производство 70-й серии «Ленд Крузеров» было возобновлено (заказать ее можно через «серых» дилеров), и сегодня это до сих пор одна из самых популярных и удачных заготовок для постройки экспедиционника. Правда, и цена у такого автомобиля, хоть и с кондовой 30-летней конструкцией, переваливает за 4 миллиона… Также «Мегакрузер» может рассматриваться как альтернатива не менее легендарному ГАЗ-66, минусы которого всем известны. Чего стоит «гениальное» по своей эргономике место водителя – ни об одном другом рычаге переключения передач не ходило столько легенд! Из схожих по проходимости еще можно припомнить не менее легендарные проходимцы Steyr Puch Pinzgauer с хребтовыми рамами, которые выпускались австрийской компанией Steyr-Daimler-Puch по заказу швейцарской армии. На вторичке эти вездеходы с колесными формулами 6х6 и 4х4 можно приобрести минимум за 1,2 млн. За схожие деньги также можно найти Volvo Laplander с портальными мостами, но ассортимент тоже небогат – на рынке встречаются единичные, чудом сохранившиеся экземпляры.

Альтернатива в России: ГАЗ-66, Volvo Laplander С303 и Steyr Puch Pinzgauer 718

Выходит, сделала довольно недурное предложение. Вот он – вездеход мечты! Тут тебе и цена адекватная, и проходимость колоссальная, и надежность агрегатов легендарная. Да и вообще – широчайший простор для джиперской фантазии! Но если невозможность передвигаться по автомагистралям и необходимость получения тракторных прав еще можно пережить, то проблемы с сервисом (ограниченная возможность покупки запчастей) могут осложнить жизнь путешественнику. Это, пожалуй, главный недостаток столь замечательного «проходимца» – вышедшую из строя деталь заказать можно, но и цена, и время доставки при этом вряд ли кого обрадуют.

Технические характеристики
Toyota BXD20Toyota LC 200HMMWV М998
Тип двигателяТурбодизель, R4Турбодизель, V8Дизель, V8
Рабочий объем, см3410444616500
Мощность, л.с. при мин-1170/3000249/2800–3600160/3400
Крутящий момент, Нм при мин-1430 при 1600650/1600–2600393/1700
Разгон до 100 км/ч, с27<8,925,1 (до 80 км/ч)
Максимальная скорость, км/ч130210113
Трансмиссия4–ступенчатая автоматическая6–ступенчатая автоматическая3–ступенчатая автоматическая
Радиус разворота, м5,65,97,62
Размер шин37 x 12,50 R 17,5285/65 R1737×12.5R16.5
ТормозаДисковые, вентилируемыеДисковые, вентилируемыеДисковые
Тип подвески (передняя/задняя)независимая, торсионная/независимая, пружиннаянезависимая, пружинная/зависимая, пружиннаянезависимая, пружинная/независимая, пружинная
Механические блокировкимежосевая, межколесныемежосеваямежосевая, межколесные
Длина/ширина/высота, мм5090/2170/20754950/1980/19554570/2160/1830
Колесная база, мм339528503300
Колея передняя/задняя, мм1795/17751650/16451829/1829
Дорожный просвет, мм420230406
Снаряженная/ полная масса, кг2900/38302585/33502676-3520/4672
Количество мест2+85-75
Максимальный угол подъема50°45°40°
Угол въезда/съезда49°/45°32°/24°63°/33°
Угол опрокидывания33°44°40°
Ход подвески (по данным независимых тестов), мм650600435
Глубина преодолеваемого брода, мм1200700760-1520
Объем топливного бака, л1089394

https://youtu.be/KzmGQP2L8cQ

Новости СМИ2

Обсуждение Отменить

Хочу получать самые интересные статьи

Особенности кузова

В кузове тоже есть ряд некоторых особенностей, таких как углепластиковый капот, а также есть откидная калитка запасного колеса, оснащенная тросиковым приводом. Для того, чтобы поднять запасное колесо можно использовать небольшую лебедку, которая и установлена для этой цели.

Мега Крузер

Также есть возможность замены задней части крыши, которая находится над багажником, на более высокую. Мега Крузер развесован достаточно хорошо благодаря тому, что мотор слегка вдвинут в тоннель салона, а аккумуляторы находятся в особом месте под пассажирским сиденьем.

История создания

Впервые автомобиль был представлен производителем в 1993 году на токийском автошоу. Серийный выпуск начался через 2 года.

Сверхпрочный 4-дверный рамный внедорожник Тойота Мега Крузер (BXD20) создавался для нужд военных. На нем перевозили пехоту, патрулировали труднопроходимые территории, использовали как тягач. На базе автомобиля можно было установить полевую артиллерию, системы ПВО небольших размеров. Машины использовали в полицейской, пожарной службе. Продавался военный внедорожник только внутри страны. Техника, вышедшая из строя, шла под пресс.

Военный Тойота Мега Крузер

Одновременно производитель выпускал гражданскую версию Мега Крузер. Отличался автомобиль интерьером и кузовом. На экспорт внедорожники шли только подержанные.

Производство модели не приобрело массовый характер. Тойота прекратила выпуск серии в 2002 году.

Внедорожные качества

В городских условиях эксплуатация автомобиля может доставлять владельцу ряд неудобств:

  • Габариты машины не приспособлены к передвижению по узким улицам.
  • Радиус поворота углов кузова больше чем у колес. Нужно учитывать эту конструктивную особенность при маневрах на дороге.
  • Сложности при маневрировании добавляют низкая посадка водителя и вращающиеся задние колеса.

При крутых поворотах может возникнуть ощущение крена кузова, но сцепление колес с дорожным покрытием сохраняется полное. Машина отзывчива к поворотам руля.

Внедорожные качества Toyota Mega Cruiser проявляются в полной мере на бездорожье. Автомобиль спокойно преодолевает каменистые участки на пути движения, ручьи, мелкие речки, неровности ландшафта, болота. Такие возможности машина имеет благодаря высокому клиренсу, крепкой ходовой части. Из-за независимой подвески ход Мега Крузера плавный. Широкие колеса сглаживают неровности трассы.

https://youtu.be/oUEHw9wADS0

Как автомобиль справляется с препятствиями, можно посмотреть на видео тест-драйва Toyota Mega Cruiser.

Комплектация

Оснащение автомобилей Toyota Mega Cruiser зависит от его предназначения.

Военная техника имеет:

  • устройство подкачки задних колес (управляется из салона);
  • механическую блокировку дифференциалов (кнопки на панели приборов);
  • отопительную систему на 2 печки;
  • удерживающие устройства для личного оружия экипажа;
  • в задней подвеске дополнительные пружины.

Автомобили, предназначенные для продажи частным лицам, дополнительно имеют:

  • крепления для запасного колеса;
  • кондиционер двухзонный;
  • аудиосистему (CD чейнджер с 6 дисками);
  • электроподъемные механизмы на стеклах, с клавишным управлением;
  • лебедку для поднятия/опускания запасного колеса;
  • ABS, ASR;
  • системы курсовой устойчивости, распределения тормозных усилий, экстренного торможения.

Гражданская super-серия отличается от военной уровнем комфортности.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: